Код завершения команды в shell при отсутствии ошибок

Всем привет. Это перевод из книги по подготовке к экзамену RedHat RHCE. На мой взгляд очень доступно рассказывается об основах bash.

Сценарии оболочки — наука сама по себе. Не вдаваясь в подробности всего, что происходит «под капотом», вы узнаете, как применять базовые элементы для написания собственных скриптов, и анализировать, что происходит в сторонних сценариях оболочки.

Понимание основных элементов сценариев оболочки

По сути, сценарий оболочки представляет собой список команд, которые выполняются последовательно, а также некоторую логику, позволяющую выполнять код только при определённых условиях.

Чтобы понять сложные сценарии оболочки, рекомендуется начать с базовых сценариев.

Ниже показан очень простой скрипт:

Здесь содержатся несколько элементов, которые должны использоваться во всех скриптах. Для начала, есть shebang — это строка #!/bin/bash. Когда скрипт запускается из родительской оболочки, он открывает подоболочку, в которой и выполняются команды, указанные в скрипте.

Эти команды могут быть интерпретированы различными способами. Для того, чтобы понять, как именно они должны интерпретироваться, используется shebang. В примере выше shebang ясно даёт понять, что скрипт должен выполняться оболочкой bash.

Также могут быть указаны другие оболочки. Например, если ваш скрипт содержит код на языке Perl, shebang должен быть #!/usr/bin/perl. Начинать сценарий с shebang является хорошей практикой; если он опущен, код сценария будет выполняться такой же оболочкой, которая используется для запуска скрипта.

Сразу после shebang расположена часть, объясняющая, о чем сценарий. Несколько строк комментариев в начале каждого сценария — хорошая идея. В коротком скрипте часто очевидно, что он делает, но когда сценарий становится длиннее, и по мере того, как всё больше людей вовлекаются в его написание и поддержку, становится менее понятно, что авторы намереваются сделать.

Чтобы избежать такой ситуации, убедитесь, что вы добавили строки комментариев, начиная каждую символом #. Комментарии могут быть не только в первых строках, но и в начале каждого подраздела сценария. Это наверняка поможет, если вы прочитаете свой скрипт через несколько месяцев!

Вы также можете комментировать не только подразделы, но и отдельные строки.

Независимо от того, в какой позиции он используется, всё от символа # и до конца строки является комментарием.

После блока комментариев расположено тело сценария. В вышеуказанном примере это несколько команд, выполняющихся последовательно. Тело сценария оболочки может увеличиваться по мере его развития.

В конце скрипта я включил инструкцию exit 0. Оператор выхода сообщает родительской оболочке, был ли сценарий успешным. Состояние выхода последней команды в сценарии является состоянием выхода самого сценария, если только команда exit 0 не используется в конце сценария.

Полезно знать, что вы можете работать с exit, чтобы сообщить родительской оболочке, как все прошло.

Также вы можете разместить сценарий в каталоге /bin, после чего в любом месте файловой системы просто ввести имя файла, и сценарий выполнится.

Командой vi /bin/datetime создадим в каталоге /bin файл с именем datetime. В созданный файл вставим это содержимое:

Сохранив файл, введите chmod +x /bin/datetime, чтобы дать файлу права на выполнение. Перейдите, к примеру, в домашний каталог с помощью команды cd

и просто введите datetime.

Перейдите, к примеру, в домашний каталог cd

и просто введите datetime.

Использование переменных и входных данных

bash-скрипты — это гораздо больше, чем просто список команд, которые выполняются последовательно. Одна из приятных сторон скриптов заключается в том, что они могут работать с переменными и входными данными, чтобы сделать скрипт гибким. В этом разделе вы узнаете, как с ними работать.

Использование позиционных параметров

При запуске скрипта можно использовать аргументы. Аргумент — это всё, что вы помещаете за командой сценария. Аргументы могут быть использованы для того, чтобы сделать скрипт более гибким. Возьмём команду useradd lisa. В этом примере команда — это useradd, а её аргумент — lisa — указывает, что нужно сделать.

В результате выполнения такой команды должен быть создан пользователь с именем lisa.

В тексте сценария первый аргумент обозначается $1, второй аргумент — $2 и т. д. Листинг 1 показывает, как можно использовать аргументы. Попробуйте запустить этот код, указав в качестве параметров любые имена пользователей.

Под параметрами подразумевается ввод данных перед запуском скрипта. В данном случае в качестве параметров после имени скрипта argument я указал lisa, lori и bob:

В Листинге 2 представлены два новых элемента, которые относятся к аргументам:

Итак, пока есть аргументы, тело сценария выполняется.

Тело цикла for всегда начинается с do и закрывается done, а между этими двумя ключевыми словами перечисляются команды, которые необходимо выполнить. Таким образом, пример сценария будет использовать echo для отображения значения каждого аргумента и останавливаться, когда больше нет доступных аргументов.

Давайте попробуем воспользоваться скриптом из листинга 2 в этом примере:

Переменные

Переменная — это метка, которая используется для обозначения определённого места в памяти, которое содержит определённое значение. Переменные могут быть определены статически с помощью NAME=value или динамическим способом. Существует два решения для динамического определения переменной:

Листинг 3. Пример скрипта, использующего команду read

* — на самом деле тремя источник (прим. переводчика)

Обратите внимание, что при написании команды test с квадратными скобками важно использовать пробелы после открывающей скобки и перед закрывающей скобкой, без пробелов команда не будет работать.

Обратите внимание, что оператор then следует сразу за test. Это возможно, потому что используется точка с запятой (;). Точка с запятой является разделителем команд и может заменить новую строку в скрипте.

В операторе then выполняются две команды: команда echo, которая отображает сообщение на экране, и команда read.

Команда read останавливает сценарий, чтобы пользовательский ввод мог быть обработан и сохранен в переменной TEXT. Поэтому read TEXT помещает все введённые пользователем данные в переменную TEXT, которая будет использоваться позже в скрипте.

Следующая часть представлена оператором else. Команды после оператора else выполняются во всех других случаях, что в данном случае означает «иначе, если аргумент был предоставлен». Если это так, то определяется переменная TEXT и ей присваивается текущее значение $1.

Вы можете попрактиковаться на этом примере при работе с вводом.

Использование условий и циклов

Как вы уже видели, в скрипте могут использоваться условные операторы. Эти условные операторы выполняются только в том случае, если определённое условие выполняется.

В bash есть несколько условных операторов и циклов, которые часто используются.

if then else

Основная конструкция if есть if… then… fi.

Она сравнивает одно условие, как показано в следующем примере:

В листинге 3 вы увидели, как можно оценить два условия, включая else в выражении. В листинге 4 показано, как можно оценить несколько условий от if до else. Это полезно, если нужно проверить много разных значений.

Обратите внимание, что в этом примере также используются несколько команд test.

Листинг 4. Пример с if then else

Вместо написания полных операторов if… then вы можете использовать логические операторы || а также &&. || является логическим «ИЛИ» и выполнит вторую часть оператора, только если первая часть не верна; && является логическим «И» и выполнит вторую часть оператора только в том случае, если первая часть верна.

Рассмотрим эти две строки:

В первом примере выполняется проверка, чтобы увидеть, пуст ли $1. Если эта проверка верна (что, в основном, означает, что команда завершается с кодом выхода 0), выполняется вторая команда.

Во втором примере команда ping используется для проверки доступности хоста.
В этом примере используется логическое «ИЛИ» для вывода текста «node is not available» в случае неудачной команды ping.

Вы обнаружите, что часто вместо условного оператора if будут использоваться && и ||. В упражнении ниже вы можете попрактиковаться в использовании условных операторов, используя либо if… then… else, либо && и ||.

Упражнение. Использование if… then… else

В этом упражнении вы поработаете над сценарием, который проверяет что является файлом, а что каталогом.

Цикл for

Цикл for представляет собой отличное решение для обработки диапазонов данных. В листинге 5 вы можете увидеть первый пример с for, где диапазон определяется и обрабатывается, пока в этом диапазоне есть необработанные значения.

Цикл for всегда начинается с ключевого слова for, за которым следует условие, которое необходимо проверить. Затем следует ключевое слово do, за которым следуют команды, которые должны быть выполнены, если условие истинно, завершается цикл с помощью ключевого слова done.

В примере, приведённом в листинге 5, вы можете увидеть, что условие представляет собой диапазон чисел в круглых скобках, назначенных переменной COUNTER.

Маленькое пояснение

Внутри ((… )) вычисляются арифметические выражения и возвращается их результат. Например, в простейшем случае, конструкция a=$(( 5 + 3 )) присвоит переменной «a» значение выражения «5 + 3», или 8. Кроме того, двойные круглые скобки позволяют работать с переменными в стиле языка C.

В листинге 6 вы можете увидеть один из моих любимых однострочников с for. Диапазон определяется на этот раз как последовательность чисел, начиная со 100 и доходя до 104.

Обратите внимание, как определяется диапазон: сначала вы указываете первое число, затем две точки и указываете последнее число в диапазоне. При этом с for i in для каждого из этих номеров присваивается переменная i. Каждое из этих чисел присваивается переменной i и затем выполняется команда ping, где опция -c 1 гарантирует, что отправляется только один запрос.

Результат выполнения команды ping не учитывается, поэтому её вывод перенаправляется в /dev/null. На основании состояния выхода команды ping выполняется часть выражения за &&. Таким образом, если хост доступен, отображается строка, указывающая, что он работает.

Понимание while и until

Сценарий в листинге 7 состоит из двух частей. Во-первых, есть цикл while. Во-вторых, есть всё, что нужно выполнить, когда цикл while больше не оценивается как true.

Ядром цикла while является команда ps, которая имеет значение $1.

Вывод команды ps aux перенаправляются в /dev/tty11. Это позволяет позже прочитать результаты из tty11, если это необходимо, но они не отображаются по умолчанию.

После операторов while следуют команды, которые необходимо выполнить, если проверяемое условие истинно. В данном случае это команда sleep 5, которая приостанавливает выполнение скрипта на 5 секунд.

Пока условие оператора while истинно, цикл продолжает выполняться. Если же условие ложно (что в данном случае означает, что процесс больше не доступен), то цикл останавливается и могут выполняться команды, следующие за ним.

* — по крайней мере в CentOS по умолчанию работает. (при. переводчика)

Обычно при использовании команды mail в интерактивном режиме открывается редактор, в котором можно написать тело сообщения. Этот редактор закрыт, предоставляя строку, которая имеет только точку. В этой команде точка предоставляется путём перенаправления STDIN. Это позволяет обрабатывать сообщение без каких-либо дополнительных требований к пользовательской активности.

Цикл while — это противоположность циклу until, пример которого приведён в листинге 8. until запускает итерацию, которая длится до тех пор, пока условие не станет истинным.

В листинге 8 он используется для фильтрации выходных данных команды users по вхождению $1, которое будет именем пользователя. Пока эта команда не верна, итерация продолжается. Когда имя пользователя найдено в выводе пользователей, итерация закрывается, и после цикла until выполняются остальные команды.

Понимание case

Последний из важных итерационных циклов — это case*. Оператор case используется для оценки ряда ожидаемых значений. В частности, инструкции case важны в сценариях запуска Linux, которые в предыдущих версиях использовались для запуска служб.

В операторе case вы определяете каждый ожидаемый вами конкретный аргумент, за которым следует команда, которую необходимо выполнить, если этот аргумент использовался.

В листинге 9 вы можете увидеть работу оператора case, который использовался в ранней версии для запуска практически любой службы.

case имеет несколько особенностей. Сначала идет строка — case последовательность in. Затем следует список всех возможных значений, которые необходимо оценить. Каждый элемент закрывается скобкой ).

Затем следует список команд, которые необходимо выполнить, если использовался конкретный аргумент. Список команд закрывается двойной точкой с запятой ;; может использоваться непосредственно после последней команды и может использоваться в отдельной строке.

Также обратите внимание, что *) относится ко всем другим параметрам, не указанным ранее. Это «всеохватывающий» оператор.

Цикл итераций case завершается оператором esac.

Обратите внимание, что последовательности в case выполняются по порядку. Когда будет выполнено первое совпадение, оператор case не будет ничего оценивать.

В рамках оценки могут использоваться шаблоны, подобные шаблону. Это показано в *) последовательности, которая соответствует всему. Но вы также можете использовать последовательности, такие как start|Start|START), чтобы соответствовать использованию другого case.

Отладка скриптов в Bash

Обработка ошибок с исключениями в Powershell с Try и Catch

Как работать с исключениями и ошибками в Powershell с Try и Catch на примерах

В Powershell существует несколько уровней ошибок и несколько способов их обработать. Проблемы одного уровня (Non-Terminating Errors) можно решить с помощью привычных для Powershell команд. Другой уровень ошибок (Terminating Errors) решается с помощью исключений (Exceptions) стандартного, для большинства языков, блока в виде Try, Catch и Finally.

Навигация по посту

Как Powershell обрабатывает ошибки

До рассмотрения основных методов посмотрим на теоретическую часть.

При отсутствии каких либо ошибок мы бы получили пустой ответ, а счетчик будет равняться 0:

Например, с помощью свойства InvocationInfo, мы можем вывести более структурный отчет об ошибки:

Например мы можем очистить логи ошибок используя clear:

Критические ошибки (Terminating Errors)

Критические (завершающие) ошибки останавливают работу скрипта. Например это может быть ошибка в названии командлета или параметра. В следующем примере команда должна была бы вернуть процессы "svchost" дважды, но из-за использования несуществующего параметра '—Error' не выполнится вообще:

Критические ошибки в Powershell Terminating Errors

Не критические ошибки (Non-Terminating Errors)

Не критические (не завершающие) ошибки не остановят работу скрипта полностью, но могут вывести сообщение об этом. Это могут быть ошибки не в самих командлетах Powershell, а в значениях, которые вы используете. На предыдущем примере мы можем допустить опечатку в названии процессов, но команда все равно продолжит работу:

Не критические ошибки в Powershell Non-Terminating Errors

Как видно у нас появилась информация о проблеме с первым процессом 'svchost111', так как его не существует. Обычный процесс 'svchost' он у нас вывелся корректно.

Параметр ErrorVariable

Использование ErrorVariable в Powershell

Переменная будет иметь те же свойства, что и автоматическая:

Свойства ErrorVariable в Powershell

Повторное использование логина и пароля в Powershell с Get-Credential и их шифрование

Обработка некритических ошибок

У нас есть два способа определения последующих действий при 'Non-Terminating Errors'. Это правило можно задать локально и глобально (в рамках сессии). Мы сможем полностью остановить работу скрипта или вообще отменить вывод ошибок.

Если мы поменяем значение этой переменной на 'Stop', то поведение скриптов и команд будет аналогично критичным ошибкам. Вы можете убедиться в этом на прошлом скрипте с неверным именем процесса:

Т. е. скрипт был остановлен в самом начале. Значение переменной будет храниться до момента завершения сессии Powershell. При перезагрузке компьютера, например, вернется значение по умолчанию.

Игнорирование ошибок в Powershell с ErrorActionPreference и SilentlyContinue

Использование параметра ErrorAction

Использование параметра ErrorAction в ошибках с Powershell

Значение Stop, в обоих случаях, делает ошибку критической.

Обработка критических ошибок и исключений с Try, Catch и Finally

Синтаксис и логика работы команды следующая:

Catch для всех типов исключений

Игнорирование всех ошибок с try и catch в Powershell

Такой подход не рекомендуется использовать часто, так как вы можете пропустить что-то важное.

Переменная PSITem в блоке try и catch в Powershell

Вывод сообщения об ошибке в блоке try и catch в Powershell

Создание отдельных исключений

Поиск имени для исключения ошибки в Powershell

Наименование ошибок для исключений в Powershell

Для вывода только имени можно использовать свойство FullName:

Вывод типа ошибок и их названия в Powershell

Далее, это имя, мы вставляем в блок Catch:

Указываем исключение ошибки в блоке Try Catch Powershell

Так же, как и было описано выше мы можем усложнять эти блоки как угодно указывая множество исключений в одном catch.

Создание и изменение в Powershell NTFS разрешений ACL

Выброс своих исключений

Выброс с throw

Выброс ошибки с throw в Powershell

Если нужно, то мы можем использовать исключения, которые уже были созданы в Powershell:

Выброс ошибки с throw в Powershell

Использование Write-Error

Команда Write-Error работает так же, как и ключ ErrorAction. Мы можем просто отобразить какую-то ошибку и продолжить выполнение скрипта:

Использование Write-Error для работы с исключениями в Powershell

При необходимости мы можем использовать параметр ErrorAction. Значения этого параметра были описаны выше. Мы можем указать значение 'Stop', что полностью остановит выполнение скрипта:

Использование Write-Error и Stop в Powershell

Отличие команды Write-Error с ключом ErrorAction от обычных команд в том, что мы можем указывать исключения в параметре Exception:

Свойства Write-Errror в Powershell

Источники:

https://habr. com/ru/post/471242/

https://fixmypc. ru/post/kak-rabotat-s-iskliucheniiami-i-oshibkami-v-powershell-s-try-i-catch-na-primerakh/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: