Количество ошибок исправляемых кодом рида соломона

Есть способ передавать данные, теряя часть по пути, но так, чтобы потерянное можно было вернуть по прибытии. Это третья, завершающая часть моего простого изложения алгоритма избыточного кодирования по Риду-Соломону. Реализовать это в коде не прочитав первую, или хотя бы вторую часть на эту тему будет проблематично, но чтобы понять для себя что можно сделать с использованием кодировки Рида-Соломона, можно ограничиться прочтением этой статьи.

Что может этот код?

И так, что из себя представляет избыточный код Рида-Соломона с практической точки зрения? Допустим, есть у нас сообщение – «DON’T PANIC». Если добавить к нему несколько избыточных байт, допустим 6 штук: «rrrrrrDON’T PANIC» (каждый r – это рассчитанный по алгоритму байт), а затем передать через какую-нибудь среду с помехами, или сохранить там, где данные могут понемногу портиться, то по окончании передачи или хранения у нас может остаться такое, например: «rrrrrrDON’AAAAAAA» (6 байт оказались с ошибкой). Если мы знаем номера байтов, где вместо букв, которые были при создании кода, вдруг оказались какие-нибудь «A», то мы можем полностью восстановить сообщение в исходное «rrrrrrDON’T PANIC». После этого можно для красоты убрать избыточные символы. Теперь текст можно печатать на обложку.

Вообще, избыточных символов к сообщению мы можем добавить сколько угодно. Количество избыточных символов равно количеству исправляемых ошибок (это верно лишь в том случае, когда нам известны номера позиций ошибок). Как правило, ошибки, положение которых известно, называют erasures. Благозвучного перевода найти не могу («стирание» мне не кажется благозвучным), так что в дальнейшем я буду применять термин «опечатки» и ставить его в кавычки (прекрасно понимаю, что этот термин обычно несёт похожий, но другой смысл). Исправление «опечаток» полезно, например, при восстановлении блоков QR кода, которые по какой-либо причине не удалось прочитать.

Также код Рида-Соломона позволяет исправлять ошибки, положение которых неизвестно, но тогда на каждую одну исправляемую ошибку должно приходиться 2 избыточных символа. «rrrrrrDON’T PANIC», принятые как «rrrrrrDO___ PANIC» легко будут исправлены без дополнительной информации. Неправильно принятый байт, положение которого неизвестно, в дальнейшем я буду называть «ошибкой» и тоже брать в кавычки.

Можно комбинировать исправление «ошибок» и «опечаток». Если, например, есть 3 избыточных символа, то можно исправить одну «ошибку» и одну «опечатку». Ещё раз обращу внимание на то, что чтобы исправить «опечатку», нужно каким-то образом (не связанным с алгоритмом Рида-Соломона) узнать номер байта «опечатки». Что важно, и «ошибки» и «опечатки» могут быть исправлены алгоритмом и в избыточных байтах тоже.

Стоит отметить, что если количество переданных и принятых байт отличается, то здесь код Рида-Соломона практически бессилен. То есть, если на расшифровку попадёт такое: «rrrrrrDO’AIC», то ничего сделать не получится, если, конечно, неизвестно какие позиции у пропавших букв.

Как закодировать сообщение?

Здесь уже не обойтись без понимания арифметики с полиномами в полях Галуа. Ранее мы научились представлять сообщения в виде полиномов и проводить операции сложения, умножения и деления над ними. Уже этого почти достаточно, чтобы создать код Рида-Соломона из сообщения. Единственно, для того, чтобы это сделать понадобится ещё полином-генератор. Это результат такого произведения:

Где – это примитивный член поля (как правило, выбирают 2), а – это количество избыточных символов. То есть, прежде чем создавать код Рида-Соломона из сообщения, нужно определиться с количеством избыточных символов, которое мы считаем достаточным, затем перемножить биномы вида в количестве штук по правилам перемножения полиномов. Для любого сообщения можно использовать один и тот же полином-генератор, и любое сообщение в таком случае будет закодировано с одним и тем же количеством избыточных символов.

Пример: Мы решили использовать 4 избыточных символа, тогда нужно составить такое выражение:

Так как мы работаем с полем Галуа, то вместо минуса можно смело писать плюс, не боясь никаких последствий. Жаль, что это не работает с количеством денег после похода в магазин. И так, возводим в степень, и перемножаем (по правилам поля Галуа GF[256], порождающий полином 285):

Легко заметить (правда легко – надо лишь взглянуть на произведение биномов), что корнями получившегося полинома будут как раз степени примитивного члена: 2, 4, 8, 16. Что самое интересное, если взять какой-нибудь другой полином, умножить его на (4 – в данном случае это количество избыточных символов), получится тот же самый полином, только с нулями в коэффициентах перед первыми 4 младшими степенями, а затем разделить его на полином-генератор, и прибавить остаток от деления к нашему полиному с 4 нулями, то его корнями также будут эти 4 числа (2, 4, 8, 16).

Выражение выше есть полином-генератор, который необходим для того, чтобы закодировать сообщение любой длины, добавив к нему 4 избыточных символа, которые позволят скорректировать 2 «ошибки» или 4 «опечатки».

Прежде чем приводить пример кодирования, нужно договориться об обозначениях. Полиномы, записанные «по-математически» с иксами и степенями выглядят довольно-таки громоздко. На самом деле, при написании программы достаточно знать коэффициенты полинома, а степени можно узнать из положения этих коэффициентов. Таким образом полученный в примере выше полином-генератор можно записать так: <116, 167, 224, 30, 1>. Также, для ещё большей компактности, можно опустить скобки и запятые и записать всё в шестнадцатеричном представлении: 74 E7 D8 1E 01. Выходит в 2 раза короче. Надо отметить, что если в «математической» записи мы не пишем члены, коэффициенты которых равны нулю, то при принятой здесь шестнадцатеричной записи они обязательны, и, например, нужно записывать так: или 00 00 00 00 0A. Там, где «математическая» запись позволит более понятно объяснить суть, я буду прибегать к ней.

И так, чтобы представить сообщение «DON’T PANIC» в полиномиальной форме, с учётом соглашения выше достаточно просто записать его байты:

44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 43.

Чтобы создать код Рида-Соломона с 4 избыточными символами, сдвигаем полином вправо на 4 позиции (что эквивалентно умножению его на ):

00 00 00 00 44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 43

Теперь делим полученный полином на полином-генератор (74 E7 D8 1E 01), берём остаток от деления (DB 22 58 5C) и записываем вместо нулей к полиному, который мы делили. (это эквивалентно операции сложения):

DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 43

Вот эта строка как раз и будет кодом Рида-Соломона для сообщения «DON’T PANIC» с 4 избыточными символами.

Так как избыточные символы подставляются именно в младшие степени при кодировании, то от выбора порядка степеней при представлении сообщения зависит положение избыточных символов – в начале или в конце закодированного сообщения.

Также при создании кода можно не делить на полином-генератор, получая остаток, а умножать на него. Это слегка другая разновидность кода Рида-Соломона, в которой в закодированном сообщении не содержится в явном виде исходное.

Как раскодировать сообщение?

Здесь всё посложнее будет. Ненамного, но всё же. Вопрос про раскодировать, собственно «не вопрос!» – убираем избыточные символы и остаётся исходное сообщение. Вопрос в том, как узнать, были ли ошибки при передаче, и если были, то как их исправить.

Код приводить не буду, оставлю ссылку на гитхаб: https://github. com/AV-86/Reed-Solomon-Demo/releases Там всё что я описывал в этой и предыдущих статьях реализовано на C#, в виде демо-приложения (собирается под win в VS2019, бинарник тоже выложен). Можно посмотреть как работает арифметика в поле Галуа, а также посмотреть, как работает кодирование Рида-Соломона.

DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 43,

если вычислить этот полином при равном 2, 4, 8, 16, то получатся значения: 0, 0, 0, 0, ведь здесь сообщение точно в таком же виде, в котором оно и было закодировано. Если изменить хотя бы один байт, например, последний символ сделаем более правильным: 42 вместо 43:

DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 42,

то результат такого же вычисления станет равным 13, 18, B5, 5D. Эти значения называются синдромами. Их тоже можно принять за полином. Тогда это будет полином синдромов.

И так, чтобы узнать есть ли ошибки в принятом сообщении, нужно посчитать полином синдромов. Если он состоит из одних нулей (также можно говорить, что он равен нулю), то ошибок нет.

Важное, но совсем занудное дополнение

Может случиться так, что сообщение с ошибками будет иметь синдром равным нулю. Это случится в том случае, когда полином амплитуд ошибок (о нём будет ниже) кратен полиному-генератору. Так что проверку ошибок по полиному синдромов кода Рида-Соломона нельзя считать 100% гарантией отсутствия ошибок. Можно даже посчитать вероятность такого случая.

Допустим мы кодируем сообщение из 4 символов четырьмя же избыточными символами, то есть передаём 8 байт. Также возьмём для примера вероятность ошибки при передаче одного символа в 10%. То есть, в среднем на каждые 10 символов приходится один, который передался как случайное число от 00 до FF. Это, конечно же совсем синтетическая ситуация, которая вряд ли будет в реальности, но здесь можно точно вычислить вероятности.

500 Тб при такой передаче окажется один блок из 4 ошибочных символов, которые алгоритм посчитает корректными. Цифры большие, но вероятность не 0. При вероятности ошибки в 1% речь идёт об эксабайтах. Рассчёт, конечно не эталон, может быть даже с ошибками, но даёт понять об порядках чисел.

Что же делать, если синдром не равен нулю? Конечно же исправлять ошибки! Для начала рассмотрим случай с «опечатками», когда мы точно знаем номера позиций некорректно принятых байт. Ошибёмся намеренно в нашем закодированном сообщении 4 раза, столько же, сколько у нас избыточных символов:

DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 41 41 41 41 41

41 – это буква A, поэтому их 5 подряд получилось. Позиции ошибок считаются слева направо, начиная с 0. Для удобства используем шестнадцатеричную систему при нумерации:

00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 0A 0B 0C 0D 0E
DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 43
DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 41 41 41 41 41

Позиции ошибок: 0A 0C 0D 0E.

И так, если мы находимся на стороне приёмника, то у нас есть следующая информация:

Сообщение с 4 избыточными символами;

само сообщение: DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 41 41 41 41 41;

В сообщении есть ошибки в позициях 0A 0C 0D 0E.

Этого достаточно, чтобы восстановить сообщение в исходное состояние. Но обо всём по порядку.

Необходимо найти производную

(Это рандомный полином, не связан с примером). Производная суммы равна сумме производных, соответственно применяем формулу для производной члена и получаем:

Или, если записывать в шестнадцатеричном виде, то это же самое выглядит так:

Думаю, что из примера в шестнадцатеричном виде проще всего составить алгоритм нахождения формальной производной.

Теперь можно уже исправить «опечатки»? Как бы не так! Нужно ещё два полинома. Полином-локатор и полином ошибок.

Полином-локатор – это полином, корнями которого являются числа обратные примитивному члену в степени позиции ошибки. Сложно? Можно проще. Полином-локатор это произведение вида

где – это примитивный член, и так далее – это позиции ошибок.

Пример: у нас есть позиции ошибок 10, 12, 13, 14; примитивный член тогда полином локатор будет таким:

Перемножаем и получаем полином-локатор для позиций ошибок 10, 12, 13, 14:

Или в шестнадцатеричной записи: 01 2D A5 C6 8C.

Про полином-локатор нужно понять следующее: из него можно получить позиции ошибок, и наоборот – из позиций ошибок можно получить полином-локатор. По сути, это две разные записи одного и того же – позиций ошибок.

Полином ошибок – его по-разному называют в разных статьях, он не так уж и сложен. Представляет из себя произведение полинома синдромов и полином-локатора, с отброшенными старшими степенями. Продолжая пример, найдём полином ошибок для искажённого сообщения:

DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 41 41 41 41 41

Полином синдромов: 72 BD 22 5B

Произведение полинома синдромов и полинома-локатора не буду расписывать в «математическом» виде, напишу так:

(72 BD 22 5B)(01 2D A5 C6 8C) = 72 4B 10 22 D9 C0 57 15

У результата оставляем количество младших членов, равное количеству избыточных символов, в нашем случае их 4, старшие степени просто выбрасываем, они не нужны. Остаётся

Это и есть полином ошибок.

Осталось посчитать амплитуды ошибок. Звучит угрожающе, но на деле это просто значения, которые нужно прибавить к искажённым символам сообщения чтобы получились неискажённые символы. Для этого воспользуемся алгоритмом Форни. Здесь придётся привести фрагмент кода, словами расписать так, чтобы было понятно, очень сложно.

Функция принимает на входе

полином синдромов (Syndromes),

полином, в котором члены – позиции ошибок (ErrPos),

количество избыточных символов (NumOfErCorrSymbs).

Если скормить функции следующие параметры:

полином синдромов 72 BD 22 5B

количество символов коррекции ошибок 4,

то на выходе она даст полином амплитуд ошибок:

00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 11 00 0F 08 02.

Теперь можно прибавить полученное к искажённому сообщению

DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 41 41 41 41 41

(по правилам сложения полиномов, конечно же), и на выходе получится исходное сообщение:

DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 43.

44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 43 Это исходное сообщение «DON’T PANIC».

Здесь должно быть понятно, как исправлять ошибки, положение которых известно. Само по себе уже это может нести практическую пользу. В QR кодах на обшарпанных стенах могут стереться некоторые квадратики, и программа, которая их расшифровывает сможет определить в каких именно местах находятся байты, которые не удалось прочитать, которые «стёрлись» – erasures, или как мы договорились писать по-русски «опечатки». Но нам этого, конечно же недостаточно. Мы хотим уметь выявлять испорченные байты без дополнительной информации, чтобы передавать их по радио, или по лазерному лучу, или записывать на диски (кого я обманываю? CD давно мертвы), может быть, захотим реализовать передачу через ультразвук под водой, чтобы управлять моделью подводной лодки, а какие-нибудь неблагодарные дельфины будут портить случайные данные своими песнями. Для всего этого нам понадобится уметь выявлять, в каких именно байтах при передаче попортились биты.

Как найти позиции ошибок?

Вспомним про полином-локатор. Его можно составить из заранее известных позиций ошибок, а ещё его можно вычислить из полинома-синдромов и количества избыточных символов. Есть не один алгоритм, который позволяет это сделать. Здесь будет алгоритм алгоритм Берлекэмпа-Мэсси. Если хочется много математики, то гугл с википедией на неё не скупятся. Я, если честно, не вник до конца в циклические полиномы и прочее-прочее-прочее. Стыдно, немножко, конечно, но я взял реализацию этого алгоритма с сайта Wikiversity переписал его на C#, и постарался сделать его более доходчивым и читаемым:

Приведённый алгоритм считает локатор. Если количество «ошибок» больше, чем количество избыточных символов, поделённое на 2, то алгоритм не сработает правильно.

Если в сообщении, которое мы используем для примера –

DB 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 43,

ошибиться в нулевом и последнем символе (2 «ошибки», мы притворяемся, что не знаем в каких позициях ошиблись), получится такой полином:

02 22 58 5C 44 4F 4E 27 54 20 50 41 4E 49 01,

Полином синдромов для него 4B A7 E8 BD. Если выполнить функцию, приведённую выше с параметрами 4B A7 E8 BD, и 4 (количество избыточных символов), то она вернёт нам такой полином: 01 12 13. Это не похоже на позиции ошибок, которые мы ожидаем, но полином-локатор содержит в себе информацию о позициях ошибок, ведь это «полином, корнями которого являются числа обратные примитивному члену в степени позиции ошибки». Из этого, если немного поскрипеть мозгами или ручкой по бумаге следует, что позиция ошибки – это логарифм числа по основанию примитивного члена, обратного корню полинома.

E – позиция ошибки, a – примитивный член (2, как правило), R – корень полинома.

Что-ж, будем искать корни в поле. Поиск корней полинома в поле Галуа занятие лёгкое и непыльное. В GF[256] может быть 256 числел всего, так что иксу негде разгуляться. Просто считаем полином 256 раз, подставляя вместо x число, и если полином посчитался как нуль, то записываем к массиву с корнями текущее значение x. Дальше считаем по формуле и получаем позиции ошибок 00 и 0E, именно там где они и были допущены. Теперь эти значения вместе с синдромами и цифрой 4 можно скармливать алгоритму Форни, чтобы он исправил «ошибки» также, как он исправлял «опечатки».

Ещё пара пояснений

Существуют более эффективные алгоритмы поиска корней полинома в поле Галуа. Перебор просто самый наглядный.

В позиции 00 в текущем примере находится избыточный символ. Алгоритмам Берлекэмпа-Месси и Форни это абсолютно неважно.

Если у нас есть 4 избыточных символа, при этом мы знаем что есть 2 «опечатки» в известных позициях, то алгоритм Берлекэмпа-Мэсси сможет найти ещё одну «ошибку». Но для этого его нужно будет совсем немного модифицировать. Всего то надо там где мы писали

нужно локатор инициализировать не единичным полиномом, а полиномом-локатором, рассчитанным из известных позиций ошибок. И ещё изменить пару строчек. Весь код, напомню, есть на гитхабе: https://github. com/AV-86/Reed-Solomon-Demo/releases

Надеюсь материал в этой статье поможет тем, кто захочет в каком-нибудь своём проекте реализовать избыточное кодирование без сторонних библиотек. Просьба: Если что-то не понятно, не стесняйтесь комментировать. Постараюсь ответить на вопросы, или внести правки в статью.

Код Рида-Соломона

Важной задачей кодологии при обработке информационных потоков кодированных сообщений в каналах систем связи и компьютерных является разделение потоков и селектирование их по заданным признакам. Выделенный поток расчленяется на отдельные сообщения и для каждого из них выполняется углубленный анализ с целью установления кода и его характеристик с последующим декодированием и доступом к семантике сообщения.

Так, например, для определенного Рида-Соломона кода (РС-кода) необходимо установить:

Описание РС-кода и его характеристик

Для удобства и лучшего уяснения сущности устройства РС-кода и процесса кодирования вначале приведем основные понятия и термины (элементы) кода.

Рида – Соломона коды (РС-код) можно интерпретировать как недвоичные коды БЧХ (Боуза – Чоудхури – Хоквингема), значения кодовых символов которых взяты из поля GF(2 r ), т. е. r информационных символов отображаются отдельным элементом поля. Коды Рида – Соломона – это линейные недвоичные систематические циклические коды, символы которых представляют собой r-битовые последовательности, где r – целое положительное число, большее 1.

Коды Рида – Соломона (n, k) определены на r-битовых символах при всех n и k, для которых:
0 < k < n < 2 r + 2, где
k – число информационных символов, подлежащих кодированию,
n – число кодовых символов в кодируемом блоке.

Для большинства (n, k)-кодов Рида – Соломона; (n, k) = (2 r –1, 2 r –1–2∙t), где
t – количество ошибочных символов, которые может исправить код, а
n–k = 2t – число контрольных символов.

Код Рида – Соломона обладает наибольшим минимальным расстоянием (числом символов, которыми отличаются последовательности), возможным для линейного кода. Для кодов Рида – Соломона минимальное расстояние определяется следующим образом: dmin = n–k +1.

Тот факт, что 2t последовательных степеней α — корни порождающего многочлена g(x) или что спектр содержит 2t последовательных нулевых компонентов, является важным свойством кода, позволяющим исправлять t ошибок.

Информационный многочлен Q. Задает текст сообщения, которое делится на блоки (слова) постоянной длины и оцифровывается. Это то, что подлежит передаче в системе связи.
Порождающий многочлен g(x) РС-кода — многочлен, который преобразует информационные многочлены (сообщения) в кодовые слова путем перемножения Q·g(x)= С =u(n) над GF(q).

Проверочный многочлен h(x) позволяет устанавливать наличие искаженных символов в слове.
Синдромный многочлен S(z). Многочлен, содержащий компоненты соответствующие ошибочным позициям. Вычисляется для каждого принятого декодером слова.
Многочлен ошибок E. Многочлен с длиной равной кодовому слову, с нулевыми значениями во всех позициях, кроме тех, что содержат искажения символов кодового слова.

Многочлен локаторов ошибок Λ(z) обеспечивает нахождение корней, указывающих позиции ошибок в словах, принятых приемной стороной канала связи (декодером). Корни его могут быть найдены методом проб и ошибок, т. е. путем подстановки по очереди всех элементов поля, пока Λ(z) не станет равным нулю.
Многочлен значений ошибок Ω(z)≡Λ(z)·S(z) (modz 2t ) сравним по модулю z 2t с произведением многочлена локаторов ошибок на синдромный многочлен.

Неприводимый многочлен поля р(x). Конечные поля существуют не при любом числе элементов, а только в случае, если число элементов является простым числом р или степенью q=р m простого числа. В первом случае поле называется простым (его элементы-вычеты чисел по модулю простого числа р), во втором-расширением соответствующего простого поля (его q элементов-многочленов степени m-1 и менее — это вычеты многочленов по модулю неприводимого над простым полем многочлена р(x) степени m)

Примитивный многочлен. Если корнем неприводимого многочлена поля является примитивный элемент α, то р(x) называют неприводимым примитивным многочленом.

В ходе изложения действий с РС-кодом нам потребуется неоднократно обращение к полю Галуа, поэтому сразу здесь поместим рабочую таблицу с элементами этого поля при разных представлениях элементов (десятичным числом, двоичным вектором, многочленом, степенью примитивного элемента).

Таблица П — Характеристики элементов конечного поля расширения GF(2 4 ), неприводимый многочлен p(x) = x 4 +x+1, примитивный элемент α =0010= 210

Пример 1. Над конечным полем GF(2 4 ), задан неприводимый многочлен поля p(x) = x 4 + x + 1, примитивный элемент α =2, и задан (n, k)- код Рида-Соломона (РС-код). Кодовое расстояние этого кода равно d = n — k + 1 = 7. Такой код может исправлять до трёх ошибок в блоке (кодовом слове) сообщения.

Порождающий многочлен g(z) кода имеет степень m =n-k = 15-9 = 6 (его корнями являются 6 элементов поля GF(2 4 ) в десятичном представлении, а именно элементы 2, 3, 4, 5, 6, 7) и определяется соотношением, т. е. многочленом от z с коэффициентами (элементами) из GF(2 4 ) в десятичном представлении при i = 1(1)6. В рассматриваемом РС-коде 2 9 = 512 кодовых слов.

Кодирование сообщений РС-кодом

Векторное представление (через коэффициенты g(z) элементами поля в десятичном представлении) порождающего многочлена имеет вид

После формирования порождающего многочлена РС-кода, ориентированного на обнаружение и исправление ошибок, задается сообщение. Сообщение представляется в цифровом виде (например, ASCII — кодом), от которого переходят к многочленному или векторному представлению.

Информационный вектор (слово сообщения) имеет k — компонентов из (n, k). В примере k = 9, вектор получается 9-компонентный, все компоненты – это элементы поля GF(2 4 ) в десятичном представлении Q<9> = (11, 13, 9, 6, 7, 15, 14, 12, 10).

Из этого вектора формируется кодовое слово u<15> — вектор с 15 компонентами. Кодовые слова, как и сами коды, бывают систематическими и несистематическими. Несистематическое кодовое слово получают умножением информационного вектора Q на вектор, соответствующий порождающему многочлену

После преобразований получаем несистематическое кодовое слово (вектор) в виде
Q·g = <11, 15, 3, 9, 6, 14, 7, 5, 12, 15, 14, 3, 3, 7, 1>.

При систематическом кодировании сообщение (информационный вектор) представляют многочленом Q(z) в форме Q(z)=q(z)·g(z) + R(z), где степень degR(z)<m = 6. После этого к вектору Q справа приписывается остаток R (всё в десятичном виде). Это делается так.

Многочлен Q сдвигают в сторону старших разрядов на величину m = n — k, что достигается путём умножения Q(z) на Z n — k (в примере Z n — k = Z 6 ) и выполняют после сдвига деление Q(z)·Z n — k на g(z). В результате находят остаток от деления R(z). Все операции выполняют над полем GF(2 4 )

(11, 13, 9, 6, 7, 15, 14, 12, 10, 0, 0, 0, 0, 0, 0) =
=(1, 11, 15, 5, 7, 10, 7)·(11, 15, 9, 10,12,10,10,10, 3) + (1, 2, 3, 7, 13, 9) = G·S + R.

Получаем u<15> — кодовое слово в систематическом виде. Этот вид явно содержит информационное сообщение в k старших разрядах кодового слова

u<15> = (11,13,9,6,7,15,14,12,10; 1, 2, 3, 7, 13, 9)

Разряды вектора нумеруются справа налево от 0(1)14. Шесть младших разрядов справа являются проверочными.

Декодирование кодов Рида-Соломона

После получения блока декодер обрабатывает каждый блок (кодовое слово) и исправляет ошибки, которые возникли во время передачи или хранения. Декодер делит полученный многочлен на порождающий многочлен кода РС. Если остаток равен нулю, то ошибок не обнаружено, в противном случае — имеют место ошибки.

Типичный РС-декодер выполняет пять этапов в цикле декодирования, а именно:

Генерация синдрома из принятого кодового слова является первым этапом процесса
декодирования. Здесь вычисляются синдромы и определяется, есть ли ошибки в полученном кодовом слове или нет

Декодирование кодовых слов РС – кода может быть организовано разными способами. К классическим способам относится декодирование с привлечением алгоритмов, работающих во временной или в частотной области, которые используют вычисление синдрома, либо не используют. Не углубляясь в теорию этого вопроса, остановим свой выбор на декодировании с вычислением синдромов кодовых слов во временной области.

Обнаружение искажений

Вычисление синдромного многочлена
Умножение на приемной стороне кодового слова С на проверочную матрицу Н может давать в результате два исхода:

Кодовый вектор с ошибками представлен в виде C(E) =C + E, E – вектор ошибок. Тогда

Компоненты Sj синдрома определяются либо соотношением суммирования
для n = q-1 и j = 1(1)m = n-k, либо схемой Горнера:

Пример 2. Пусть вектор ошибок имеет вид Е =<0 0 0 0 12 0 0 0 0 0 0 8 0 0 0>. Он искажает в кодовом векторе символы на 3-й и 10-й позициях. Значения ошибок соответственно 8 и 12 — эти значения также являются элементами поля GF(2 4 ) и заданы в десятичном (табл. П) представлении. В векторе Е нумерация позиций от младших справа налево, начиная с 0(1)14.

Сформируем теперь кодовый вектор с двумя ошибками в 3-ем разряде и в 10-ом со значениями 8 и 12 соответственно. Это осуществляется суммированием в поле GF(2 4 ) по правилам арифметики этого поля. Суммирование элементов поля с нулем не изменяет их значения. Ненулевые значения (элементы поля) суммируются после преобразования их к многочленному представлению, как обычно суммируются многочлены, но коэффициенты при неизвестной приводятся по mod 2.

После получения результата суммирования они вновь преобразуются к десятичному представлению, пройдя предварительно через степенное представление

Ниже показано вычисление искажённых ошибками значений в 10 и 3 позициях кодового слова:

Специально ниже покажем вычисления по этой формуле в развернутом виде.

Проверочная матрица РС – кода

Как только сформулирован порождающий многочлен кода, появляется возможность построения проверочной матрицы для кодовых слов, а также определение количества исправляемых ошибок (см. здесь, декодер ). Построим вспомогательную матрицу [7×15], из которой могут быть получены две разные проверочные матрицы: первые шесть строк – одна и последние шесть строк – другая.

Сама матрица формируется специальным образом. Первые две строки очевидны, третья строка и все последующие получены вычитанием из предыдущей (второй) строки отрезка чисел натурального ряда 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 по mod 15. При возникновении нулевого значения оно заменяется числом 15, отрицательные вычеты преобразуются в положительные.

Каждая матрица соответствует своему порождающему многочлену для систематического и несистематического кодирования.

Определение коэффициентов синдромного многочлена

Относительно вектора ошибок для его выявления необходимо знать следующее:

Пример 3. (Вычисление компонентов синдромного вектора )

то в итоге имеем =<8,13,7,13,15,15>

При этом выражения обращаются в нуль.

где — неизвестные величины, а — известные, вычисляемые на первом этапе декодирования, параметры (компоненты синдромного вектора).

Методы решения подобных систем нелинейных уравнений неизвестны, но решения отыскивают, используя ухищрения (обходные пути). Выполняется переход к Ганкелевой (теплицевой) системе линейных уравнений относительно коэффициентов многочлена локаторов.

Преобразование к системе линейных уравнений

Таких равенств получаем

В этом равенстве согласно системе нелинейных уравнений, приведенной
ранее, каждая сумма равна одному из компонентов вектора синдрома. Отсюда заключает, что относительно коэффициентов можно выписать систему уже линейных уравнений.

Знаки «–» при вычислениях над двоичным полем опускаются, так как со-ответствуют «+». Полученная система линейных уравнений является ганкелевой и ей соответствует матрица с размерами бит.

Решение системы линейных уравнений

Существуют разные методы решения сформированной системы.

Отметим, что матрица (ганкелева) не вырождена для размерностей, ограниченных количеством допустимым в отдельном слове (меньшем 0.5m) ошибок. При этом система уравнений однозначно разрешается, а задача может быть сведена просто к обращению ганкелевой матрицы. Желательно было бы снять ограничение на размерность матриц, т. е. над бесконечным полем.

Над бесконечными полями известны методы решения ганкелевой системы линейных уравнений:

Метод (ПГЦ) прост и хорош, но для малого количества исправляемых ошибок, С-метод сложен для реализации на ЭВМ и ограниченно опубликован (освещен) в источниках, хотя С-метод как и ТБМ-метод по известному многочлену синдромов S(z) обеспечивает решение уравнения Падэ над полем Галуа. Это уравнение сформировано для многочлена локаторов ошибок σ(z) и многочлена ω(z), в теории кодирования называется ключевым уравнением Падэ:

Формальная производная многочлена в конечном поле

Имеются различия и сходство для производной по переменной в поле вещественных чисел и формальной производной в конечном поле. Рассмотрим многочлен

– это элементы поля, i = 1(1)n

Элементы поля. Задан код над вещественным полем GF(2 4 ). Производная по z имеет вид:

В бесконечном вещественном поле операции умножить на n и суммировать n раз совпадают. Для конечных полей производная определяется иначе.

Производная по аналогии определяется соотношением:

где ((i)) = 1+1+. +1, (i) раз, суммируемых по правилам конечного поля: знак + обозначает операцию «суммировать столько-то раз», т. е. элемент повторить 2 раза, элемент повторить 3 раза, элемент повторить n раз.

Ясно, что эта операция не совпадает с операции умножения в конечном поле. В частности, в полях GF(2 r ) сумма четного числа одинаковых слагаемых берется по mod2 и обнуляется, а нечетного – равна самому слагаемому без изменений. Следовательно, в поле GF(2 r ) производная получает вид

вторая и старшие четные производные в этом поле равны нулю.

Из алгебры известно, если многочлен имеет кратные корни (кратность р ), то производная многочлена будет иметь этот же корень, но с кратностью р-1. Если р = 1, то f(z) и f ‘(z) не имеет общего корня. Следовательно, если многочлен и его производная имеют общий делитель, то существует кратный корень. Все корни производной f ‘(z) эти корни кратные в f(z).

Метод решения ключевого уравнения

ТМБ (Тренча-Берлекэмпа-Месси) — метод решения ключевого уравнения. Итеративный алгоритм обеспечивает определение многочленов σ(z) и ω(z), и решение уравнения Падэ (ключевого).

Исходные данные: коэффициенты многочлена степени n-1.
Цель. Определение в явном (аналитическом) виде многочленов σ(z) и ω(z).

В алгоритме используются обозначения: j — номер шага, — степень многочлена, — разложение многочлена по степеням и — промежуточные переменные и функции на j-м шаге алгоритма;

Начальные условия необходимо задавать, так как здесь используется рекурсия.

Таблица 2 – Расчет многочленов локаторов ошибок

Многочлен локаторов ошибок σ(z) над полем GF(2 4 ) с неприводимым многочленом p(x) = x 4 + x + 1 имеет корни

Взяв формальную производную от σ(z), получаем σ_2(z) =2·14+13 =13, так как 14z берется в сумме 2 раза и по mod 2 обращается в нуль.

Подстановкой значений i = 3 и i = 10 позиций в последнее выражение
находим

Архитектура построения программного комплекса

Для построения программного комплекса предлагается использовать следующее архитектурное решение. Программный комплекс реализуется в виде приложения с графическим интерфейсом пользователя.

Загруженный цифровой поток представляется в виде массивов данных, в ходе работы комплекса над которыми применяются различные вычислительные действия.

На каждом этапе работы комплекса предоставляется возможность наглядного представления промежуточных результатов работы.

Результаты работы программного комплекса представляются в виде числовых данных, отображающихся в таблицах.

Сохранение промежуточных и окончательных результатов анализа производится в файлы.

Схема функционирования программного комплекса

Работа с комплекса начинается с загрузки цифрового потока с помощью дампа из файла. После загрузки пользователю предоставляется возможность визуального представления двоичного содержимого файла и его текстового содержимого.

В рамках данного интерфейса должны реализовываться следующие функциональные задачи:

При запуске исполняемого файла программы на экране появляется окно представленное на рисунке 2, в котором отображён основной интерфейс программы.

На вход программы подается файл, который нужно передать по каналу связи. Для его передачи по реальным каналам связи требуется кодирование – добавление к нему проверочных символов, необходимых для однозначного декодирования слова на источнике-получателе. Для начала работы комплекса необходимо с помощью кнопки “Загрузить файл” выбрать нужный текстовый файл. Его содержимое будет отображено в нижнем поле главного окна программы.

Двоичное представление сообщения будет представлено в соответствующем поле, двоичное представление информационных слов – в поле “Двоичное представление информационных слов”.

Число бит исходного сообщения и общее число слов в нем отображаются в полях “Количество бит в передаваемом сообщении” и “Количество слов в передаваемом сообщении”.

Сформированные информационные и кодовые слова отображаются в таблицах в правой части основного окна программы.

Окно программы с промежуточными результатами представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Промежуточное представление результатов работы программного комплекса

Рисунок 4. Результаты загрузки файла сообщения

Рисунок 5. Результаты кодирования файла

Рисунок 6. Вывод сообщения с внесенными в него ошибками.

Рисунок 7. Вывод результатов декодирования и сообщения с внесенными в него ошибками


Рисунок 8. Вывод декодированного сообщения.

Заключение

АНБ США является главным оператором глобальной системы перехвата «Эшелон». «Эшелон» располагает разветвлённой инфраструктурой, включающей в себя станции наземного слежения, расположенные по всему миру. Отслеживаются практически все мировые информационные потоки.

Исследование возможностей получения доступа к семантике кодированных информационных сообщений в настоящее время активной информационной борьбы как в области технологий, так и в политике — стало очередным вызовом и одной из актуальных и востребованных задач современности.

В подавляющем большинстве кодов кодирование и декодирование сообщений (информации) реализуется на строгой математической основе конечных расширенных полей Галуа. Работа с элементами таких полей отличается от общепринятых в арифметике и требует при использовании вычислительных средств написания специальных процедур манипулирования с элементами полей.
Предлагаемая вниманию читателей работа слегка приоткрывает завесу тайны над подобной деятельностью на уровне фирм, компаний и государств в целом.

Источники:

https://temofeev. ru/info/articles/kodirovanie-rida-solomona-dlya-chaynikov/

https://habr. com/ru/post/518120/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: