Найти ошибку в коде программы

Нередко у людей уходит немало времени и масса нервов на поиски какой-нибудь лишней скобки. Однако есть способ быстрого обнаружения ошибок, который основан на использовании комментирования. Об этом методе я и расскажу в данной статье.

Концепция

Написать достаточно большой код без единой ошибки – весьма приятно. Но, к сожалению, так выходит не всегда. Есть даже шутка, что ни одна программа не была написана без единой ошибки. Я не рассматриваю здесь ошибки, которые приводят к неверному исполнению кода. Здесь пойдёт речь об ошибках, из-за которых становится невозможной компиляция.

Весьма распространённые ошибки – вставка лишней скобки в сложном условии, нехватка скобки, не выставление двоеточия, запятой (при объявлении переменных) и т. д. Часто при компиляции мы можем сразу увидеть, в какой строке допущена подобная ошибка. Но бывают и случаи, когда найти такую ошибку не так просто. Ни компилятор, ни зоркий глаз нам не могут помочь сходу найти ошибку. В таких случаях, как правило, начинающие (и не очень) программисты начинают «обходить» весь код, пытаясь визуально определить ошибку. И снова, и снова, пока нервы не иссякнут, и не будет сказано «проще заново написать!».

Алгоритм поиска ошибок

Поиск ошибок обычно сводится к определению участка кода, где допущена ошибка, а затем, в этом участке, визуально находится ошибка. Думаю, вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что исследовать «на глаз» 5-10 строчек кода проще и быстрей, чем 100-500.

В случае возникновения новых ошибок, процедура повторяется до их устранения. Данный подход очень полезен при написании достаточно больших программ, но и нередко оправдывает себя и при написании относительно небольших кодов.

Весьма важно правильно определять участки кода, которые необходимо комментировать. Если это условие (или иная логическая конструкция) – то оно должно комментироваться полно. Если комментируется участок кода, где объявляются переменные, важно, чтобы не был открыт участок, где происходит обращение к этим переменным. Иначе говоря, комментирование должно применяться по логике программирования. Несоблюдения такого подхода приводит к возникновению новых, вводящих в заблуждение, ошибок при компиляции.

Пример

Приведу пример практического поиска ошибки в коде. Допустим, у нас есть некоторый код:

При попытке его компиляции мы видим сообщение об ошибке:

Оперативно определить участок кода, где допущена ошибка, не представляется возможным. Прибегаем к комментированию. Комментируем все логические конструкции:

Компиляция будет происходить благополучно, пока мы не дойдём до участка кода:

Следовательно, ошибка именно в этой логической конструкции. При детальном «осмотре» данного участка кода, можно увидеть, что поставлена лишняя фигурная скобка в данной конструкции:

Если убрать её, код благополучно откомпилируется.

Заключение

На практическом примере было показано, как именно используется данный алгоритм поиска ошибок. В данном примере используется весьма немаленький код (194 строки), и на его «обход» могло бы уйти достаточно много времени. Именно возможность комментирования экономит достаточно много времени у многих программистов, которые сталкиваются с задачей поиска ошибок.

Как искать и исправлять ошибки в коде

Представляем перевод статьи «How to fix bugs, step by step», опубликованный сайтом tproger. ru.

ошибки в коде

Искать ошибки в программах — непростая задача. Здесь нет никаких готовых методик или рецептов успеха. Можно даже сказать, что это — искусство. Тем не менее есть общие советы, которые помогут вам при поиске. В статье описаны основные шаги, которые стоит предпринять, если ваша программа работает некорректно.

Шаг 1: Занесите ошибку в трекер

После выполнения всех описанных ниже шагов может так случиться, что вы будете рвать на себе волосы от безысходности, все еще сидя на работе, когда поймете, что:

Трекер поможет вам не потерять нить размышлений и о текущей проблеме, и о той, которую вы временно отложили. А если вы работаете в команде, это поможет делегировать исправление коллеге и держать все обсуждение в одном месте.

Вы должны записать в трекер следующую информацию:

Это должно подсказать, как воспроизвести ошибку. Если вы не сможете воспроизвести ее в любое время, ваши шансы исправить ошибку стремятся к нулю.

Шаг 2: Поищите сообщение об ошибке в сети

Если у вас есть сообщение об ошибке, то вам повезло. Или оно будет достаточно информативным, чтобы вы поняли, где и в чем заключается ошибка, или у вас будет готовый запрос для поиска в сети. Не повезло? Тогда переходите к следующему шагу.

Шаг 3: Найдите строку, в которой проявляется ошибка

Если ошибка вызывает падение программы, попробуйте запустить её в IDE под отладчиком и посмотрите, на какой строчке кода она остановится. Совершенно необязательно, что ошибка будет именно в этой строке (см. следующий шаг), но, по крайней мере, это может дать вам информацию о природе бага.

Шаг 4: Найдите точную строку, в которой появилась ошибка

Как только вы найдете строку, в которой проявляется ошибка, вы можете пройти назад по коду, чтобы найти, где она содержится. Иногда это может быть одна и та же строка. Но чаще всего вы обнаружите, что строка, на которой упала программа, ни при чем, а причина ошибки — в неправильных данных, которые появились ранее.

Если вы отслеживаете выполнение программы в отладчике, то вы можете пройтись назад по стектрейсу, чтобы найти ошибку. Если вы находитесь внутри функции, вызванной внутри другой функции, вызванной внутри другой функции, то стектрейс покажет список функций до самой точки входа в программу (функции main() ). Если ошибка случилась где-то в подключаемой библиотеке, предположите, что ошибка все-таки в вашей программе — это случается гораздо чаще. Найдите по стектрейсу, откуда в вашем коде вызывается библиотечная функция, и продолжайте искать.

Шаг 5: Выясните природу ошибки

Ошибки могут проявлять себя по-разному, но большинство из них можно отнести к той или иной категории. Вот наиболее частые.

Если ваша ошибка не похожа на описанные выше, или вы не можете найти строку, в которой она появилась, переходите к следующему шагу.

Шаг 6: Метод исключения

Если вы не можете найти строку с ошибкой, попробуйте или отключать (комментировать) блоки кода до тех пор, пока ошибка не пропадет, или, используя фреймворк для юнит-тестов, изолируйте отдельные методы и вызывайте их с теми же параметрами, что и в реальном коде.

Попробуйте отключать компоненты системы один за другим, пока не найдете минимальную конфигурацию, которая будет работать. Затем подключайте их обратно по одному, пока ошибка не вернется. Таким образом вы вернетесь на шаг 3.

Шаг 7: Логгируйте все подряд и анализируйте журнал

Пройдитесь по каждому модулю или компоненту и добавьте больше сообщений. Начинайте постепенно, по одному модулю. Анализируйте лог до тех пор, пока не проявится неисправность. Если этого не случилось, добавьте еще сообщений.

Ваша задача состоит в том, чтобы вернуться к шагу 3, обнаружив, где проявляется ошибка. Также это именно тот случай, когда стоит использовать сторонние библиотеки для более тщательного логгирования.

Шаг 8: Исключите влияние железа или платформы

Замените оперативную память, жесткие диски, поменяйте сервер или рабочую станцию. Установите обновления, удалите обновления. Если ошибка пропадет, то причиной было железо, ОС или среда. Вы можете по желанию попробовать этот шаг раньше, так как неполадки в железе часто маскируют ошибки в ПО.

Если ваша программа работает по сети, проверьте свитч, замените кабель или запустите программу в другой сети.

Ради интереса, переключите кабель питания в другую розетку или к другому ИБП. Безумно? Почему бы не попробовать?

Если у вас возникает одна и та же ошибка вне зависимости от среды, то она в вашем коде.

Шаг 9: Обратите внимание на совпадения

Шаг 10: Обратитесь в техподдержку

Наконец, пора попросить помощи у того, кто знает больше, чем вы. Для этого у вас должно быть хотя бы примерное понимание того, где находится ошибка — в железе, базе данных, компиляторе. Прежде чем писать письмо разработчикам, попробуйте задать вопрос на профильном форуме.

Ошибки есть в операционных системах, компиляторах, фреймворках и библиотеках, и ваша программа может быть действительно корректна. Но шансы привлечь внимание разработчика к этим ошибкам невелики, если вы не сможете предоставить подробный алгоритм их воспроизведения. Дружелюбный разработчик может помочь вам в этом, но чаще всего, если проблему сложно воспроизвести вас просто проигнорируют. К сожалению, это значит, что нужно приложить больше усилий при составлении багрепорта.

Полезные советы (когда ничего не помогает)

Что вам точно не поможет

Ошибка, которую я недавно исправил

Источники:

https://www. mql5.com/ru/articles/1547

https://techrocks. ru/2018/03/29/how-to-find-and-fix-bugs/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: